Русь Изначальная



Среда, 01.05.2024, 07:41


Вы вошли как
Гость | Группа "Гости" | RSS


Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Статьи от Ratmira [12]
Статьи от Ingvara [11]

Поиск

Главная » Статьи » Это интересно » Статьи от Ratmira

Религия древних славян

  

        

      Религия древних славян

 

        О земном устроении

 

        Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Учёные пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних на­родов существуют даже сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Мате­ри — родительнице Земли и Неба, праматери Бо­гов и людей. Учёные полагают, что имя Великой Матери было Жива, или Живана.

        Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона — Нижний Мир, Мир Мёртвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь.

       Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, ок­ружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.

       Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены девять разных небес.

      Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение: одно — для Солнца и звёзд, другое — для Месяца, ещё одно — для туч и ветров. Седьмое по счёту наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана.

      Славяне считали, что на любое небо можно по­пасть, взобравшись по Мировому Древу, которое свя­зывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес.

      По мысли древних славян, Мировое Древо всего   больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни жёлуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым не­бом, в «хлябях небесных» есть остров, и на том остро­ве живут прародители всех птиц и зверей: «старший» олень, «старший» волк и так далее. Их называли ещё «старыми»: в прежние времена слово «старый» со­всем не обязательно означало «дряхлый» и «преклон­ный годами», как ныне; основным его смыслом было  «крепкий», «зрелый», «матёрый».

        Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возно­сятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как посту­пили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился — не оберётся беды...

         Чудесный остров на седьмом небе славяне называ­ли «ирием», или «вирием». Некоторые учёные полага­ют, что от него происходит теперешнее слово «рай»,так прочно связанное в нашем понятии с христианст­вом. А ещё ирий называли островом Буяном.

    

        Мать Земля и Отец Небо

   

        Древние славяне считали Землю и Небо двумя жи­выми существами, более того — супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя вос­ходит к незапамятно древнему слову, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Учё­ные отмечают, что другое имя Неба было Стрибог — в переводе на современный язык «Отец-Бог». Неда­ром дядю по отцу на Руси называли «стрый». Леген­да рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и желе­зо, а прежде, по мысли славян, — и это вполне со­звучно современным представлениям — на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине — одного мужа.

         Как же называли славяне великую Богиню Земли? Некоторые учёные считают, что её имя — Макошъ.(Впрочем, другие, не менее авторитетные, с ними яростно спорят.) «Ма-» — понятно, мать, мама. А вот «кошь»? Давайте вспомним: КОШелёк, где хранится богатство, КОШара, куда загоняют живое богатст­во — овец. «КОШевым» называется предводитель ка­заков, «КОШем» ещё называли жребий, судьбу, сча­стье. А также и короб, большую корзину, куда скла­дывают собранный урожай — земные плоды, а ведь именно он составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается: Макошь — Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним словом — Земля.

         Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувст­вовал под собой живые, тёплые колени Матери Зем­ли. А с высоты на него был устремлён строгий и лас­ковый взгляд Неба — Отца-Бога…

 

         Даждьбог Сварожич

 

         Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь — два небесных Пламени и одно земное — род­ными братьями, сыновьями Неба и Земли.

         Бога Солнца называют Даждьбогом (или, в другом произношении, Дажьбогом). Это не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, это значит — «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, за­пряжённой четвёркой белых златогривых коней с зо­лотыми крыльями. А солнечный свет происходит от, огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Но­чью Даждьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запря­жённой водоплавающими птицами — гусями, утка­ми, лебедями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глаго­ла «беречь», «оберегать» и обозначает амулет, талис­ман) в виде уточки с головой коня. Они верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни нахо­дился — в Дневном Мире или в Ночном, и даже по до­роге из одного в другой. В «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» — внуками Солнца. Хотя повествуется там о событиях, происшедших без малого через двести лет после офи­циального принятия христианства.

       Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрою и братом, причём Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния (ныне известного нам как Иванов день), торжественно праздновался их брак.

 

         Перун Сварожич

 

        Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода — непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тора) скандинавы, со­седи и родственники славян по индоевропейской се­мье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!

        Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой ту­че. Скандинавские сказания отмечают, что разгне­ванный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у сла­вянского Перуна они действительно как грозовая ту­ча — черно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белы­ми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёр­но-белой окраски.

       Имя Перуна очень древнее. В переводе на совре­менный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун дейст­вительно был главнейшим Богом в языческом панте­оне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым».

 

       Огонь Сварожич

 

       Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. До сих пор мы испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов» — хотя у большинства из нас дома не очаги, а газовые или электрические плиты. В древние же времена Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да и после смерти его тело нередко ожидал погре­бальный костёр. В глубочайшей древности Огонь от­гонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже — собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя её нераздельную общность (подробнее об этом см. в главе «В едином хлебе»).

        Во время трапезы Огонь угощали первым и луч­шим кусочком. Любой странник, совсем чужой чело­век, становился «своим», стоило ему обогреться у оча­га. Его защищали, как родного. Нечистая сила не сме­ла приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо осквернённое. Огонь был свидете­лем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Да и саму лю­бовь мужчины и женщины считали подобной Огню. Недаром мы по сию пору говорим: «Любовь вспых­нула в их сердцах...»

 

         Род и Роженицы

 

         Уже  говорилось,  что светлый  ирий  считался  у  древних славян источником всяческой жизни, прародиной растений, птиц и зверей. Были и Боги, особо    « ответственные» за процветание и приплод всего жи­вого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это — Род и  Рожаницы,  упоминаемые в древнерусской литературе.

        Учёные давно спорят о том,  насколько важную роль отводили славяне Богу по имени Род. Некоторые  утверждают, что это мелкое «семейное» Божество вроде Домового (о котором речь пойдёт в одноимённой главе). Другие, наоборот, считают Рода одним из са­мых важных, верховных Богов, принимавших уча­стие в создании Вселенной: согласно верованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети. Кроме того, исследователи предлагают обратить внимание ,сколько важнейших слов происходит от корня «род»,созвучного имени этого Бога: РОДня, уРОЖай (а что могло быть важней для древнего человека!), РОДина, приРОДа.

         Рожаниц было две: Мать и Дочь. Рожаница-Мать связывалась славянами с перио­дом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зре­лого материнства: вспомним — плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщи­ной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка до­ма, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, и с ним связано, пожалуй, не мень­ше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «на-ЛАЖивать» и так далее. Порядок при этом мыслил­ся в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» — ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» — свадебный сговор. Болгарское «ЛАДуванье» — гадание о женихах.

         У древних славян была Богиня, по имени Леля — дочь Лады, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто назы­вают «люлькой», нежное, бережное отношение к ре­бёнку передают словом «лелеять». Аист, якобы при­носящий детей, по-украински — «лелека». А само ди­тя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Так родилась славянская Леля — Богиня трепетных ве­сенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва про­клюнувшихся всходах — будущем урожае.

 

        Ярила

 

       Ярила - бог весеннего возрождения, плодородия размножения. Язычники что всеобщий весенний расцвет должен пробуждать в людях нежность и страсть. А людская любовь, в свою очередь, — увеличивать плодородие полей, способствовать урожаю. Ведь, как мы помним, язычники не противопоставляли себя природе и не отвергали её законов. И эти верования, близкие душе земледельца, очень стойко держались в крестьян­ской среде. До тех пор, пока неумолимое движение истории не разрушило традиционного жизненного уклада деревни...

        Ярилу представляли себе юным мужчиной, пылким, влюблённым женихом.

 

        Змей Волос

 

        В славянской языческой мифологии известен  «скотий Бог» Волос (или Велес), отчётливо противо­поставляемый Перуну. Его связь со «скотьим» (то  есть животным) царством вытекает уже из его имени: Волос — волосатый — волохатый — мохнатый.

        Славяне-язычники поклонялись обоим божест­венным противникам — и Перуну, и Змею. Только святилища Перуна устраивались, как уже говорилось, по высоким местам, а святилища Волоса — в ни­зинах. Есть основания думать, что укрощённый, за­гнанный в подземелье Волос стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он отчасти утратил своё чудовищное обличье, сделался более похожим на человека. Не зря же последний пучок колосьев ос­тавляли в поле «Волосу на бородку»! Кроме того, про­слеживается связь Волоса-Велеса с музыкой и поэ­зией, недаром в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»...

        В 1848 году в реке Збруч был найден каменный идол, чётко отражающий деление языческой Все­ленной на Мир Богов, Мир Людей и Нижний Мир. Так вот, Мир Людей поддерживает снизу коленопрекло­нённое усатое человекоподобное существо. Вид у него недовольный. На древнем изваянии, конечно, нет пояснительных надписей, но учёные полагают, что  это и есть Волос, поселившийся в глубинах Земли…

 

          Морана

 

         Злая Богиня по имени Морана (Морена, Ма­рана) совершенно точно была известна и на Западе, и на славянском Востоке. Её связывают с темнотой, мо­розом и смертью. Действительно, её имя родственно  таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим столь же недоб­рым.

        Другие легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Наконец, соломенное чучело, которое и посейчас кое-где ещё жгут во время празд­ника древней языческой Масленицы, а пору весен­него равноденствия, принадлежит несомненно Мо-ране, Богине смерти и холода. Каждую зиму она не­надолго берёт власть, но навек утвердиться ей не дано: вновь и вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна...

 

 

 

 

Статью составил Ratmir по материалам книги Марии Семёновой "Мы – Славяне популярная энциклопедия"

Категория: Статьи от Ratmira | Добавил: ratmir (17.05.2011)
Просмотров: 1691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Яндекс.Погода
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • jobsservis.com

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кольчуга. Древнее Ремесло - изготовление от А до Я OneRank.ru Каталог TUT.BY

    Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz