Откуда есть земля Русская? Чьими потомками мы являемся? Не секрет,
что славяне двигались с запада на восток. Но когда и откуда? Этот вопрос
волновая историков всегда, с эпохи
летописного «откуда есть земля Русская». Однако школьная и вузовская
история Беларуси, России и Украины всегда
начинается с расселения славян в землях балтов, в Понеманье, на берегах
Двины, Днепра и Волхвы. С другой стороны, все археологи, включая такого
авторитетного, как академик Янин, утверждают,
что славян до X в. в древнейших русских
городах — Ладоге, Изборске,
Новгороде — не было. Кто же эти города
строил и почему сюда пришли славяне,
когда Русь просуществовала уже сто лет?
Во времена Татищева русами (как и
русь-литовца-ми) часто именовали прадедов нынешних белорусов — термин, которого в XVIII в. еще не существовало. Но изначально русами (росами) себя называли
скандинавские
дружинники, когда отправлялись в поход за море. От русов Эпохи викингов
по всей Скандинавии сохранились географические названия: норвежский город Русенборг (город
русов), шведское побережье Рослаген
(берег росов), старая датская столица Роскиль (гавань росов). Но как
государственный термин Русь, похоже, впервые появился именно в Дании. Автор
Повести временных лет, описывая варяжские народы, перечисляет свеев,
готов (готских шведов), урман (норвежцев),
агнян (англов, в основном переехавших уже в Британию) и русь.
Естественно, что русь — это датчане, ибо
других варягов уже не остается в списке. Термин «русь» — поздний заменитель
союзного нордического термина «рог/руг/рюг».
Когда
в V в. англы, саксы, юты и фризы приплыли в Британию, то кельты-бритты
записали буквально следующее: «приплыли англы и саксы, называющие себя
русиями, но мы же зовем их рогами». Из этой летописной записи более чем
понятно, что русами себя именовал не конкретный народ, но союз — скандинавские
морские дружинники, тогда как в Британии их все еще называют по-старинке
рогами (рю-гами). Именно так и называется родина Рюрика, немецкий ныне остров
Рюген (Руян) (по имени рогов).
Известно,
что остров Рюген в Дании называли еще и Рустинген, или Русин, но до наших лет
дошло, как ни странно, именно древнейшее название острова. До XV в. Рюген был
заселен преимущественно ободридскими (вендскими) славянами — руянами. Карта
острова как XV в., так и нынешнего более чем красноречиво говорит о том, что на
острове жили как скандинавы (город Берген, Сагард), так и славяне, причем
вторых было значительно больше: более 70 процентов городов Рюген а носили и
носят сейчас славянские названия, заканчивающиеся на -ов (Бухов, Каров,
Густов, Любков) и на -ич (Заснич, ныне Засниц, Сильвич, Гранич и др.). Конечно,
к началу XVIII в. большинство как полабских, так и рюгенских славян
ассимилировались в немецкой среде. Последняя официальная русинская славянка
Рюгена почила в XV в. Ее фамилия была Голицина.
Историки единодушны по поводу происхождения
термина
«Русь» — от староскандинавской формы «русть/рость» — гребец, морской
дружинник. По-фински Швеция и сейчас звучит так же, как и тысячу лет назад —Ruotsi. У славян в термине «русть» выпала буква «т», а у немцев и венгров — «с», из-за
чего русинская колония на Дунае стала называться Рутения, а Новгородская и
Киевская колонии русов — Русью.
Согласно преамбуле, которая содержится в
шести из всех известных белорусских летописей, 500 семей римской шляхты и
рыцарей во главе с Палемоном пришли в Литву на кораблях во времена Нерона, спасаясь
от жестокости императора. В части этих летописей присутствует и другая версия
исхода: нашествие в 401 г.
угро-финских гуннов под предводительством Атиллы. Однако эти две причины
исхода являются следствием одной, о чем чуть ниже.
В некоторых летописях указан
путь людей Палемона и его сыновей Борка , Куноса и Спера: корабли пошли «морем
меж земли» на полночь и вошли в Королевство «Дунское» (Датское). Морем-океаном дошли
они до устья Немана.
Хронист
Софонович Феодосий пишет: «Боркъ князь, над рекою Юрьею збудовал место и
замокъ, и назвалъ от реки и от своего имени зложениымъ именемъ Юръборкъ, где
есть Жмуд (Жмудь — современные
литовцы)... Куносъ, далеи поступуючи, вь дорогои стороне збудовалъ место и
замокъ, и назвалъ от своего имени Куносовъ (Каунас?). И в той стороне самъ
панавалъ. Спера также особливое себе место, замокъ збудовалъ над рекою Свтою,
на звалъ его Великомир, и там пановал».
Некоторые российские историки (в
частности Игорь Курукин) считают легенды
о Палемоне фантазией и сказками старины глубокой. Однако откуда у московских
историков такое неприятие народных
легенд? Ведь именно по легендам и сагам норвежский исследователь Тур
Хейердал сделал немало археологических открытий по истории скандинавских племен, их переселений и путешествий,
вычислили и нашли останки стоянок
викингов Лейфа Эйриксона в Северной Америке. Именно по легендам археологи
нашли развалины древней Трои, Помпеи и Вавилона. В России же сомнению
подвергали не просто легенды о западном исходе русов, но даже сами летописные
факты, как-то призвание Рюрика Людбрандсона, известного в Дании христианского
воеводы. Более того: факты подвергали сомнению, а собственные предположения
(не имеющие никаких ни археологических, ни летописных подтверждений), что, мол,
русские имеют восточное либо южное происхождение (то от этрусков, то от
индийцев или китайцев, то от египтян), выдавались историками как чуть ли не
факты! Позже таких «теоретиков» стали вполне заслуженно высмеивать за явный
абсурд, мол, корни Руси ищет чуть ли не
в Африке, лишь бы не в Европе.
Что
же касается исхода Палемона, то тщательный анализ этих легендарных текстов и
наложение их на реальные исторические события начала V в. показывают, что подобное
могло иметь место.
Видимо,
не случайно с приходом в Северное Полабье римских германцев совпадает еще одно
событие: приглашение полабов бриттами заступиться за них в борьбе с врагами —
пиктами. Дело в том, что после взятия Рима Аларихом римские легионы в Британии
покинули остров, отбыв на родину. Кельты-бритты, которые чувствовали себя
достаточно комфортно под покровительством сильной армии Империи, оказались
одиноки в борьбе с врагами — племенем пиктов. Вот тогда-то в Англию -
современную северную немецкую землю Шлезвиг-Гольштейн на границе с Данией —
приплыли послы от бриттов с просьбой
защитить их земли. Почему именно в Северное Полабье приплыли послы из Британии?
Да потому, что скандинавско-германские
воины считались в то время самыми лучшими в Европе, их брали на службу даже
римские императоры. А после захвата Аларихом Рима авторитет
готско-скандинавских боевых союзов вырос
еще больше.
На
Балтике сложился самый сильный в Европе боевой союз, члены которого именовали
себя рогами, или ругами. Кельтский летописец Британии 420-х тт. отмечает, что
«приплыли англы и саксы, называющие,
себя русиями, мы же называем их рогами». В V в.термин «рог/руг/рюг»
устарел. Сами балтийцы использовали уже термин «рус/русий», о чем и говорилось выше.
Но
вернемся в начало V в. Потомки Палемона, римские «германцы», ушедшие от
гонений, похоже, надолго осели в «Дунском королевстве», прежде чем приплыть к
реке с кельтским названием Неман, где они встретились с кельтами, вездесущими
готами и их родней — балтами, чтобы вновь слиться с ними в единый народ. Есть
основания полагать, что именно в Дании, на Ютландском полуострове, впервые появилось
слово «Литва» — от лат. Litus - берег
моря, взморье. Таким образом, возможно, полное значение этого слова — взморцы,
поморяне. Эту версию подтверждает русское «листва» и белорусское «лишт-ва» —
обрамление по краю чего-либо.
Эту
же версию подтверждает и тот факт, что славяне, не различавшиеся ни по языку,
ни но внешности, различались лишь по месту жительства. Они населяли устье
Эльбы (Лабы), Данию, нынешнюю северную немецкую землю Шлезвиг-Гольштейн
(исконная Англия). Юго-восточней от Лабы (в Восточной Германии), на озерах
(лужах) расселились те, кого стали называть лужицкими сербами, т.е. озерными
сябрами (собратьями). 100 000 лужичан, или лужицких сербов (сербья, или сербски
люд), живут в Восточной Германии и по сей день. Немцы называют их также
вендами, как, похоже, 1000 лет назад называли всех славян, либо западных
балтов, из чей среды славяне и вышли. Официальные языки лужицких сербов — это
верхнелужицкий и нижнелужицкий языки. В основном немецкие сербы являются лютеранами
и проживают смешанно с немцами. Но лужичане-католики селятся более компактно в
окрестностях городов Бауцена,
Виттихенау и Каменца.
Если
были славяне озерники и лендзяне (позже — поляне), жившие по полю (лендзине),
значит, должны были быть и поморы, жившие по морю. Вот этими Поморами и была
литва. Литвой себя именовали скорее всего лютичи и бодричи (венды),
непосредственно проживавшие в Дании и по островам и морю вплоть до Рюгена
(Русина).
К
VII в. славяне в Полабской Руси стали страдать от перенаселения. Пошли первые
миграции (как и распыление славянской нации по всей Европе). В 625 г. русинских вендов,
сорбов нанимает для войны с аварами
византийский император.До
650г. сорбы
и их единоплеменники продолжают прибывать на Балканы, в пределы богатой
Византии. Под их влиянием русифицируются тюрки сарматы-хорваты и болгары,
иранцы роксаланы и другие местные жители, а на реке Дунае вокруг города Киевца
формируется целая область Рустения (позже — Рутения). Западноукраинская
Червоная Русь (Галиция) — это экспансия Рутении на север, а вовсе не
распространение Новгород-Киева на юго-запад. Именно поэтому карпатские русины и сейчас называют себя русинами-рутенами.
Вместе
с сорбами на Балканы переехали и западные балты герулы, поселившиеся в области
современного Белграда. Именно благодаря герулам до наших дней дошли образцы
письменности западных балтов и представление об их языке. Союз герулов с сорбами
— доказательство того, что в русинский союз Полабской Руси входили не только
скандинавы и славяне, но и западные балты уже в VII в.
Лишь
после 862 г.
часть основных племен русинских славян — лютичей, бодричей, волынян, укран,
ляхов, а также русифицированные балты кривичи вместе с последователями датского
конунга Рюрика Людбрандсона впервые пришли туда, где их потомки живут и поныне
— на Беларусь, Украину и в Новгородскую область.
Статья написана по мателиалам книги Михаила Голденкова "Русь-другая история"
Составил статью Ratmir
|