Зуев М.Н. - Восточные славяне в VIII-X вв. Формирование
основ государственности.
Происхождение и расселение славян
Славяне являются коренным населением Европы. Современные
славянские языки (традиционно принято их деление на три группы:
восточнославянские языки – русский, украинский, белорусский; западнославянские
– польский, чешский, словацкий, язык лужицких сербов; южнославянские –
болгарский, македонский, сербский, хорватский (сербохорватский), словенский и
др.) принадлежат к индоевропейской языковой семье, в которую входят также языки
германские (немецкий, английский, скандинавские и др.), балтийские (латышский,
литовский), кельтские (ирландский и др.), романские (французский, итальянский,
испанский и др.), греческий, албанский, армянский, иранские (персидский,
таджикский, осетинский и др.), языки многих народов Индии; ряд древних
индоевропейских языков к настоящему времени исчезли (например, хеттский,
фракийский и др.). Согласно одной из гипотез, в V – IV тысячелетиях до н. э.
говорившие на родственных диалектах индоевропейские племена занимали территорию
степной и лесостепной зон современной Украины и северные районы балканского
полуострова. Около IV – III тысячелетий до н. э. начинается постепенное
расселение индоевропейцев, и на севере они достигают Скандинавии и Прибалтики,
на западе – Атлантического океана, на юге – Средиземного моря, на востоке –
территорий Ирана и Индии. Предки славян расположились несколько севернее
относительно прародины индоевропейцев.
Вопрос о происхождении славян в науке является
дискуссионным, по нему не существует общепринятой устоявшейся точки зрения.
Согласно теории отечественного исследователя этой проблемы В. В. Седова, первой
археологической культурой, с которой можно достоверно связывать предков славян
– праславян, является культура подклошевых погребений, сложившаяся в V – IV вв.
до н. э. в южных и центральных районах современной Польши. В конце II в. до н.
э. на этой территории и несколько западнее формируется пшеворская культура,
население восточной части которой считается праславянским. В течение веков
происходили миграции представителей пшеворской культуры на восток – в Поднестовье,
на Волынь и далее до Днепра. Здесь они приняли участие в формировании
черняховской культуры (III – начало Vв.), охватывавшей огромную территорию
лесостепи и степи от Левобережья Днепра до Нижнего Подунавья. Черняховская
культура являлась полиэтнической по составу: наряду с праславянами на ее
территории расселились ираноязычные сармато-аланы, фракийцы, пришедшие в конце
II в. в Северное Причерноморье из Нижнего Повислья германцы – готы и гедипы и
др. В конце IV в. в причерноморские степи из Центральной Азии вторгаются в
основном тюркоязычные кочевники – гунны, нанесшие серьезный урон населению
черняховской культуры, но не уничтожившие его. К VI в. на основе пшеворской и
черняховской культур складываются две уже достоверно славянские археологические
культуры: пражско-корчакская и Пеньковская. Первая в VI – началеVII в. тянулась
широкой полосой от Правобережной Киевщины до Верхней Эльбы, на юге достигая
Среднего и Нижнего Подунавья, вторая занимала земли от Нижнего Дуная до
бассейна Дона. С пражско-корчакской культурой связывается раннесредневековая
группировка славяноязычного населения с самоназванием словене («ясно, понятно
говорящие»), с Пеньковской – группировка с самоназванием анты. Археологические
данные хорошо согласуются со сведениями письменных источников: готский историк
середины VI в. Иордан указывал, что словене занимают земли между низовьями
Дуная, Днестром и верховьями Вислы, анты – между Днестром и Днепром (в
дальнейшем анты тратили свою специфику и самоназвание, слившись со славянами).
Во второй половине I тысячелетия славяне широко расселились
в Европе, на западе заняв земли восточной части современной Германии, на юге –
Балканский полуостров, включая Пелопонесс. На территории Восточно-Европейской
равнины, к северу от Припяти – Сейма – Десны и в верховьях Оки в VI в. обитали
балтоязычные племена; Волжско_Окское междуречье и более северные и
северо-западные регионы занимало финно-угорское население (предки современных
финнов, эстонцев, вепсов; ныне исчезнувшие чудь, Пермь, меря, мурома и др.). В
течение второй половины I тысячелетия идет постепенное расселение славян по
территории Восточной Европы, преимущественно с юга (возможно, что на Псковщину
и в прилегающие области они пришли еще в V в. из Польши). Проникновение
славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в
основном характер постепенной инфильтрации, что не исключала отдельных военных
столкновений. Мирное в целом сосуществование славян с балтами и финно-угорами
привело к ассимиляции, ославяниванию значительной их части.
Широкое расселение славян по Европе в период раннего
средневековья послужило мощным импульсом их дифференциации. Согласно
лингвистическим данным, около VII – VIII вв. происходит распад праславянской
языковой общности, начинается формирование отдельных славянских языков. С этого
времени можно говорить об истории собственно восточных славян.
Накануне образования Древнерусского государства, согласно
летописным и археологическим данным, восточные славяне образовали несколько
племенных союзов (каждый из которых включал ряд племен): словене (в районе о.
Ильмень, р. Волхв и Мста), кривичи (вокруг южной части Чудского озера, в
верховьях Западной Двины, Днепра, Волги), вятичи (бассейн Верхней и Средней
Оки), радимичи (между Десной и Днепром), дреговичи (к северу от Припяти, между
Днепром и верховьями Немана), древляне (южнее Припяти), к востоку от древлян в
Среднем Поднепровье обитали поляне, южнее полян – уличи, на Днепровском
Левобережье – северяне, западнее древлян, до Западного Буга, – волыняне
(бужане), в верхнеднестровском районе – хорваты, южнее – тиверцы, особая группа
славян жила в бассейне верховьев Дона.
Занятия восточных славян и их социальная организация
Основу экономики восточных славян составляло земледелие.
Специфику его ведения в различных регионах Восточной Европы определяли
природно-климатические условия. В южных степных и лесостепных районах,
отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие
являлось залежным: участок целины распахивался и использовался несколько лет,
затем его забрасывали до восстановления естественного травяного покрова почвы,
после чего использовали повторно. В северных районах, преимущественно покрытых
многолетними лесами, применялась подсечная система земледелия: деревья
предварительно подрубались, после их высыхания сжигались, удобренная золой
почва в течение нескольких лет давала хороший урожай, потом земля истощалась и
приходилось расчищать новый участок, но заброшенные пашни использовались вновь
после восстановления плодородия. Среди зерновых культур преобладала пшеница,
рожь занимала небольшое место, известны были просо, гречиха, ячмень. Восточные
славяне занимались также скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый
скот, лошадей, свиней), охотой (в том числе ради ценного меха), рыболовством,
бортничеством (сбором пчелиного меда).
У восточных славян шел процесс обособления ремесла от
сельского хозяйства, выделения ремесленников (первоначально – кузнецов и
гончаров) в качестве особой социальной группы. Стали возникать города как
центры ремесла, торговли и административного управления. В укрепленной части
города находились дворы князей и племенной знати, к ней примыкал посад,
населенный ремесленниками и торговцами. Уже в IX в. существовало более 20
значительных городов.
Как правило, города строились на торговых путях (Ладога,
Новгород, Киев и др.), важнейшими из которых в IX – X в. являлись путь «из
варяг в греки» (шел из Балтийского моря через Западную Двину или р. Неву –
Ладожское озеро – р. Волхов и Ловать, далее суда по системе волоков
перетаскивались в Днепр и попадали в Черное море и Византию) и волжский (от
Финского залива в верховья Волги, по Волге в Каспийское море и страны
мусульманского Востока). Вывозили в основном воск, мед, меха, рабов; ввозили
предметы роскоши (шелковые ткани, дорогое оружие, вина, с Востока также шел
массовый приток серебряной монеты). Внешняя торговля обслуживала потребности
знати, не затрагивая основной массы населения, жившего в условиях натурального
хозяйства (при такой системе хозяйствования все необходимое для обеспечения
жизни производилось и потреблялось в рамках индивидуальных семей и соседских
общин). Поэтому внутренняя торговля была незначительна.
Низшим звеном социальной организации у восточных славян
являлась соседская (территориальная) община – вервь (ее члены объединялись не
по принципу родства, как то было принято в первобытной общине, а на основе
совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты
труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга,
водные угодья находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля
периодически перераспределялась между входившими в общину семьями). Соседские
общины объединялись в племена, последние – в союзы племен.
Союзы племен представляли собой достаточно сложный
социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады со
временем превращались в полноценные города), например, Киев – у полян,
Искоростень – у древлян, Новгород – у словен. В градах происходили собрания
свободных мужчин-общинников союза (веча), на которых решались важнейшие
вопросы. Однако усложнение общественной жизни в рамках союзов племенвело к
выделению особого слоя, специализировавшегося на управлении ими, – старейшин,
поэтому значение народных собраний падает. В VI – IX вв., в эпоху массовых
миграций и военных походов славян, в том числе восточных, нередких столкновений
между племенными союзами, на ведущие позиции выдвигается слой профессиональных
воинов – дружинников во главе с князем, в руках которого постепенно концентрируется
власть в союзах племен. Поэтому последние в науке определяются как племенные
княжения. Обладая реальной властью и военной силой, опираясь на свой авторитет
и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых
общинников часть произведенного ими продукта.
Таким образом, к середине IX в. в восточнославянском этносе
вызрели предпосылки возникновения государства.
Культура и верования древних славян
Об уровне культуры славянских союзов племенных княжеств
известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт
фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей,
загадок и сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого
времени отражается в детских играх, развивающих ловкость, силу и смелость. О
своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян
свидетельствуют археологические нажодки, относящиеся к VI – VII вв., среди
которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами
(находки в районе р. Рось).
Изобразительное искусство и фольклор древних славян были
неразрывно связаны с язычеством. Главными божествами славян являлись: Сварог
(бог неба) и его сын Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стрибог (бог
ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В
честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. по мере
усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили
изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал
Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные
изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений
сопровождалось усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати
превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали
огромные холмы – курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или
рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными
состязаниями.
Статья взята с сайта славянская библиотека.
|