Религия древних славян
О земном устроении
Как
представляли себе свой мир славяне-язычники? Учёные пишут, что он казался им
похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов существуют даже
сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. У славян же
сохранились отзвуки легенд о Великой Матери — родительнице Земли и Неба,
праматери Богов и людей. Учёные полагают, что имя Великой Матери было Жива,
или Живана.
Посередине
славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть
«желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона — Нижний Мир,
Мир Мёртвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь.
Чтобы попасть туда, надо пересечь
Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет
падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.
Вокруг
Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены девять разных небес.
Каждое
из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение:
одно — для Солнца и звёзд, другое — для Месяца, ещё одно — для туч и ветров.
Седьмое по счёту наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного
Океана.
Славяне
считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу,
которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес.
По
мысли древних славян, Мировое Древо всего
больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не
одни жёлуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина
Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров,
и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший» олень,
«старший» волк и так далее. Их называли ещё «старыми»: в прежние времена слово
«старый» совсем не обязательно означало «дряхлый» и «преклонный годами», как
ныне; основным его смыслом было
«крепкий», «зрелый», «матёрый».
Славяне полагали, что именно на небесный
остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей,
добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили
с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего
взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять
лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят
снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился —
не оберётся беды...
Чудесный остров на седьмом небе славяне
называли «ирием», или «вирием». Некоторые учёные полагают, что от него
происходит теперешнее слово «рай»,так прочно связанное в нашем понятии с
христианством. А ещё ирий называли островом Буяном.
Мать Земля и Отец Небо
Древние славяне считали
Землю и Небо двумя живыми существами, более того — супружеской парой, чья
любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего, называют
Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему слову, означающему «небо», а
также «нечто сияющее, блестящее». Учёные отмечают, что другое имя Неба было
Стрибог — в переводе на современный язык «Отец-Бог». Недаром дядю по отцу на
Руси называли «стрый». Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям
кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, —
и это вполне созвучно современным представлениям — на Земле царил каменный
век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые
первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а
женщине — одного мужа.
Как же называли славяне
великую Богиню Земли? Некоторые учёные считают, что её имя — Макошъ.(Впрочем,
другие, не менее авторитетные, с ними яростно спорят.) «Ма-» — понятно, мать,
мама. А вот «кошь»? Давайте вспомним: КОШелёк, где хранится богатство, КОШара,
куда загоняют живое богатство — овец. «КОШевым» называется предводитель казаков,
«КОШем» ещё называли жребий, судьбу, счастье. А также и короб, большую
корзину, куда складывают собранный урожай — земные плоды, а ведь именно он
составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается:
Макошь — Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним словом —
Земля.
Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими
медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые, тёплые
колени Матери Земли. А с высоты на него был устремлён строгий и ласковый
взгляд Неба — Отца-Бога…
Даждьбог
Сварожич
Древние славяне считали
Солнце, Молнию и Огонь — два небесных Пламени и одно земное — родными
братьями, сыновьями Неба и Земли.
Бога Солнца называют
Даждьбогом (или, в другом произношении, Дажьбогом). Это не от слова «дождь»,
как иногда ошибочно думают, это значит — «дающий Бог», «податель всех благ».
Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой
четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет
происходит от, огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог
с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки
(утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряжённой
водоплавающими птицами — гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предки
приписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глагола «беречь»,
«оберегать» и обозначает амулет, талисман) в виде уточки с головой коня. Они
верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился — в Дневном
Мире или в Ночном, и даже по дороге из одного в другой. В «Слове о полку
Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» — внуками Солнца. Хотя
повествуется там о событиях, происшедших без малого через двести лет после официального
принятия христианства.
Утренняя и Вечерняя Зори
считались сестрою и братом, причём Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год,
во время великого праздника летнего солнцестояния (ныне известного нам как
Иванов день), торжественно праздновался их брак.
Перун
Сварожич
Перун — славянский Бог
Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с
рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода — непременная черта
Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего
Громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской
семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы
отнюдь не случаен!
Волосы же Бога Грозы
уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный
Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не
сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча —
черно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в
летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Славяне видели своего Бога мчащимся
среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами,
белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых
Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.
Имя Перуна очень древнее.
В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий».
Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как
«первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим
Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога.
Не лишено смысла и сближение его имени с «правым».
Огонь Сварожич
Третьим братом Солнца и
Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. До сих пор мы
испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов» — хотя у большинства
из нас дома не очаги, а газовые или электрические плиты. В древние же времена
Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека,
да и после смерти его тело нередко ожидал погребальный костёр. В глубочайшей
древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже — собирал
вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя её
нераздельную общность (подробнее об этом см. в главе «В едином хлебе»).
Во время трапезы Огонь
угощали первым и лучшим кусочком. Любой странник, совсем чужой человек,
становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали, как родного.
Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить
что-либо осквернённое. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать
парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через
пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Да и саму
любовь мужчины и женщины считали подобной Огню. Недаром мы по сию пору
говорим: «Любовь вспыхнула в их сердцах...»
Род и
Роженицы
Уже говорилось,
что светлый ирий считался
у древних славян источником
всяческой жизни, прародиной растений, птиц и зверей. Были и Боги, особо « ответственные» за процветание и приплод
всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и
любовь между людьми. Это — Род и
Рожаницы, упоминаемые в
древнерусской литературе.
Учёные давно спорят о
том, насколько важную роль отводили
славяне Богу по имени Род. Некоторые
утверждают, что это мелкое «семейное» Божество вроде Домового (о котором
речь пойдёт в одноимённой главе). Другие, наоборот, считают Рода одним из самых
важных, верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной: согласно
верованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей,
когда рождаются дети. Кроме того, исследователи предлагают обратить внимание
,сколько важнейших слов происходит от корня «род»,созвучного имени этого Бога:
РОДня, уРОЖай (а что могло быть важней для древнего человека!), РОДина,
приРОДа.
Рожаниц было две: Мать и
Дочь. Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда
созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого
материнства: вспомним — плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой
женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать
многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, и с ним связано,
пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к
установлению порядка: «ЛАДить», «на-ЛАЖивать» и так далее. Порядок при этом
мыслился в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» — ласковое обращение к
любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» — свадебный сговор. Болгарское
«ЛАДуванье» — гадание о женихах.
У древних славян была
Богиня, по имени Леля — дочь Лады, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую
колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребёнку
передают словом «лелеять». Аист, якобы приносящий детей, по-украински —
«лелека». А само дитя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Так
родилась славянская Леля — Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов,
юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся
всходах — будущем урожае.
Ярила
Ярила - бог весеннего возрождения, плодородия
размножения. Язычники что всеобщий весенний расцвет должен пробуждать в людях
нежность и страсть. А людская любовь, в свою очередь, — увеличивать плодородие
полей, способствовать урожаю. Ведь, как мы помним, язычники не
противопоставляли себя природе и не отвергали её законов. И эти верования,
близкие душе земледельца, очень стойко держались в крестьянской среде. До тех
пор, пока неумолимое движение истории не разрушило традиционного жизненного
уклада деревни...
Ярилу представляли себе
юным мужчиной, пылким, влюблённым женихом.
Змей Волос
В славянской языческой мифологии известен «скотий Бог» Волос (или Велес), отчётливо
противопоставляемый Перуну. Его связь со «скотьим» (то есть животным) царством вытекает уже из его
имени: Волос — волосатый — волохатый — мохнатый.
Славяне-язычники
поклонялись обоим божественным противникам — и Перуну, и Змею. Только
святилища Перуна устраивались, как уже говорилось, по высоким местам, а
святилища Волоса — в низинах. Есть основания думать, что укрощённый, загнанный
в подземелье Волос стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он
отчасти утратил своё чудовищное обличье, сделался более похожим на человека. Не
зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку»! Кроме
того, прослеживается связь Волоса-Велеса с музыкой и поэзией, недаром в
«Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»...
В 1848 году в реке Збруч
был найден каменный идол, чётко отражающий деление языческой Вселенной на Мир
Богов, Мир Людей и Нижний Мир. Так вот, Мир Людей поддерживает снизу
коленопреклонённое усатое человекоподобное существо. Вид у него недовольный.
На древнем изваянии, конечно, нет пояснительных надписей, но учёные полагают,
что это и есть Волос, поселившийся в
глубинах Земли…
Морана
Злая Богиня по имени
Морана (Морена, Марана) совершенно точно была известна и на Западе, и на
славянском Востоке. Её связывают с темнотой, морозом и смертью. Действительно,
её имя родственно таким словам, как
«мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим столь же
недобрым.
Другие легенды
рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается
подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его
лучезарной мощью и красотой. Наконец, соломенное чучело, которое и посейчас
кое-где ещё жгут во время праздника древней языческой Масленицы, а пору весеннего
равноденствия, принадлежит несомненно Мо-ране, Богине смерти и холода. Каждую
зиму она ненадолго берёт власть, но навек утвердиться ей не дано: вновь и
вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна...
Статью составил Ratmir по материалам книги Марии Семёновой "Мы –
Славяне популярная энциклопедия"
|